Главная » Статьи » Легенды Крыма » Отузские легенды |
23.11.2024
ШАЙТАН И КИЗИЛВ Отузах есть поверье, - в том году, когда по осени уродится кизил,
быть холодной зиме. Идоказывают это примерами, которые у всех на памяти.
А старики объясняют, почему это так.
Когда Аллах, сотворивший мир, закончил свою работу,
на земле наступила весна, и почки деревьев в саду земного рая
стали одна за другой распускаться.
Потянулась к ним вся живущая тварь, и увидел Аллах,
что необходимо установить порядок. Позвал он всех к себе
и велел каждому выбрать какое-нибудь одно дерево или цветок,
чтобы потом только им и пользоваться и не ссориться с другими.
Одни просили одно, другие - другое. Стал просить и Шайтан.
- Подумал, Шайтан? - спросил Аллах.
- Подумал, - сказал, скривив хитрым глазом, нечистый.
- Ну и что же ты выбрал?
- Кизил.
- Кизил! Почему кизил?
- Так, - не хотел сказать правды Шайтан.
- Хорошо, бери себе кизил, - усмехнулся Аллах.
Весело запрыгал Шайтан, завилял хвостом сразу в обе стороны.
Всех надул. Кизил первым зацвел из деревьев,
значит раньше других созреет его фрукта. Первая фрукта
будет всегда самая дорогая; повезет он свой кизил на базар,
хорошо продаст, дороже всех других фрукт.
Настало лето, начали поспевать плоды: черешни,
вишни, абрикосы, персики, яблоки и груши, а кизил все не спеет.
Твердый и зеленый. Чешет затылок Шайтан, злится.
- Поспевай скорей.
Не спеет кизил. Стал он дуть на ягоду; как пламя,
красным стал кизил, но по прежнему - твердый и кислый.
- Ну что же твой кизил, - смеются люди.
Плюнул с досады Шайтан - почернел кизил.
- Дрянь какая, не повезу на базар, собирайте сами.
Так и сделали. Когда по садам убрали все фрукты,
деревенские люди пошли собирать в лес вкусную, сладкую,
почерневшую ягоду, и втихомолку подсмеивались над Шайтаном.
- Маху дал Шайтан!
Шайтан не потерпел людской насмешки и отплатил за нее людям.
Знал что люди жадны. Сделал так, что кизилю на следующую
осень уродилось вдвое против прошлогодняго и, чтобы выспел он,
пришлось солнцу послать на землю вдвое больше тепла.
Обрадовались люди урожаю, не поняли Шайтановой проделки.
А солнце обезтеплело за лето и наступила на земле такая зима,
что позамерзали у людей сады, и сами чуть живы остались.
С тех пор - примета: как урожай кизиля - быть холодной зиме,
потому что не угомонился Шайтан и по прежнему мстит людям за насмешку.
Пояснения к легенде.
Отузская долина, одна из самых красивых в Крыму,
лежит на пути из Феодосии в Судак, в 27-ми в. от Феодосии и в 25-ти от Судака.
Отуз по-татарски значит - тридцать.
Такое название было дано деревне, как полагают по числу дворов,
оставшихся в 1779 г., по выселении греков из этих мест.
До этого выселения, и в более древнюю пору,
основным элементом населения были греки,
о чем свидетельствуют развалины церквей св. Георгия и Успения Богоматери;
название одной из гор, окружающих долину, - Папастепэ
(Попова гора, гр. папас - поп, тат. тепэ - отдельно стояшая гора),
а также остатки древне-греческого укрепления в устье долины, у берега моря.
Окруженная с трех сторон горами,
находясь в стороне от торгового движения,
долина эта сохраняла до последнего времени
свой особый колорит горной округи, с ее поверьями,
преданиями и легендами. Но с проведением шоссе,
с развитием курортной жизни, стала исчезать замкнутость долины,
а с нею забываются предания и легенды,
а поверья уступают место более реальным воззрениям.
Это обстоятельство побудило нас собрать дошедшие до нас
отголоски народного сказа и издать их, придерживаясь той формы,
в которую они вылились в слышанной нами передаче.
Поверье о Шайтане и кизиле сообщила отузская помещица
Жанна Иванивна Арцеулова, урожденная Айвазовская.
Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск первый. М., 1913.
быть холодной зиме. Идоказывают это примерами, которые у всех на памяти.
А старики объясняют, почему это так.
Когда Аллах, сотворивший мир, закончил свою работу,
на земле наступила весна, и почки деревьев в саду земного рая
стали одна за другой распускаться.
Потянулась к ним вся живущая тварь, и увидел Аллах,
что необходимо установить порядок. Позвал он всех к себе
и велел каждому выбрать какое-нибудь одно дерево или цветок,
чтобы потом только им и пользоваться и не ссориться с другими.
Одни просили одно, другие - другое. Стал просить и Шайтан.
- Подумал, Шайтан? - спросил Аллах.
- Подумал, - сказал, скривив хитрым глазом, нечистый.
- Ну и что же ты выбрал?
- Кизил.
- Кизил! Почему кизил?
- Так, - не хотел сказать правды Шайтан.
- Хорошо, бери себе кизил, - усмехнулся Аллах.
Весело запрыгал Шайтан, завилял хвостом сразу в обе стороны.
Всех надул. Кизил первым зацвел из деревьев,
значит раньше других созреет его фрукта. Первая фрукта
будет всегда самая дорогая; повезет он свой кизил на базар,
хорошо продаст, дороже всех других фрукт.
Настало лето, начали поспевать плоды: черешни,
вишни, абрикосы, персики, яблоки и груши, а кизил все не спеет.
Твердый и зеленый. Чешет затылок Шайтан, злится.
- Поспевай скорей.
Не спеет кизил. Стал он дуть на ягоду; как пламя,
красным стал кизил, но по прежнему - твердый и кислый.
- Ну что же твой кизил, - смеются люди.
Плюнул с досады Шайтан - почернел кизил.
- Дрянь какая, не повезу на базар, собирайте сами.
Так и сделали. Когда по садам убрали все фрукты,
деревенские люди пошли собирать в лес вкусную, сладкую,
почерневшую ягоду, и втихомолку подсмеивались над Шайтаном.
- Маху дал Шайтан!
Шайтан не потерпел людской насмешки и отплатил за нее людям.
Знал что люди жадны. Сделал так, что кизилю на следующую
осень уродилось вдвое против прошлогодняго и, чтобы выспел он,
пришлось солнцу послать на землю вдвое больше тепла.
Обрадовались люди урожаю, не поняли Шайтановой проделки.
А солнце обезтеплело за лето и наступила на земле такая зима,
что позамерзали у людей сады, и сами чуть живы остались.
С тех пор - примета: как урожай кизиля - быть холодной зиме,
потому что не угомонился Шайтан и по прежнему мстит людям за насмешку.
Пояснения к легенде.
Отузская долина, одна из самых красивых в Крыму,
лежит на пути из Феодосии в Судак, в 27-ми в. от Феодосии и в 25-ти от Судака.
Отуз по-татарски значит - тридцать.
Такое название было дано деревне, как полагают по числу дворов,
оставшихся в 1779 г., по выселении греков из этих мест.
До этого выселения, и в более древнюю пору,
основным элементом населения были греки,
о чем свидетельствуют развалины церквей св. Георгия и Успения Богоматери;
название одной из гор, окружающих долину, - Папастепэ
(Попова гора, гр. папас - поп, тат. тепэ - отдельно стояшая гора),
а также остатки древне-греческого укрепления в устье долины, у берега моря.
Окруженная с трех сторон горами,
находясь в стороне от торгового движения,
долина эта сохраняла до последнего времени
свой особый колорит горной округи, с ее поверьями,
преданиями и легендами. Но с проведением шоссе,
с развитием курортной жизни, стала исчезать замкнутость долины,
а с нею забываются предания и легенды,
а поверья уступают место более реальным воззрениям.
Это обстоятельство побудило нас собрать дошедшие до нас
отголоски народного сказа и издать их, придерживаясь той формы,
в которую они вылились в слышанной нами передаче.
Поверье о Шайтане и кизиле сообщила отузская помещица
Жанна Иванивна Арцеулова, урожденная Айвазовская.
Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск первый. М., 1913.
Еще статьи:
- Эчки-Даг - козья гора
- СВЯТАЯ МОГИЛА
- ЧЕРШАМБЕ
- КУРБАН-КАЯ - ЖЕРТВЕННАЯ СКАЛА
- АНТАРАМ
- ЯЛЫБОГАЗСКИЙ КАМЕНЬ ( Отузская легенда )
Категория: Отузские легенды | Просмотров: 2390 | Теги:
Всего комментариев: 0 | |