Главная » Статьи » Легенды Крыма » Отузские легенды |
Когда Седрак-начальник, Седрак-Бахр-баш, решил жениться,
все говорили: не будет толку. Человеку за шестьдесят,
а невеста не поднимала ещё глаз на мужчину. И жалели Антарам.
Но Седрак-начальник нашёл горный цветок, лучше которого
не видел, и не хотел, чтобы он достался другому.
А что решал Седрак-начальник, от того никогда не отступал.
И Седрак-начальник женился на Антарам.
Чалкинцы поздравляли:
— Послал Бог счастье.
Но между собой говорили:
— Запрёт старик бедную Антарам. К чему и богатство!
И запер Седрак-начальник молодую жену в своем чалкинском балате,
где били фонтаны и ломились под тяжестью плодов фруктовые деревья,
но куда никто не проникал кроме старух и стариков.
Так не видели чалкинцы Антарам целый год, а когда увидели
на празднике Сурп-хача в Эскикрымском монастыре,
не узнали её. Не улыбалась больше Антарам и стала похожа
на святую Шушанику.
Благословил её после службы старый архимандрит и,
так, чтобы не услышали другие, сказал:
— Не грусти. Всё в воле Божьей.
И избрал её, чтобы раздавала награды борцам, которые пришли
из Эски-Крыма, Карадага и Чалков показать свою удаль и силу.
Узнали борцы, кто будет раздавать награды, и в кругу собравшегося
народа началась борьба молодёжи, какой давно не видели.
Не жалели себя молодцы. Как тигры бросались друг на друга,
и напряжённые мускулы их казались выкованными из железа.
Особенно восхищал всех Георгий из Чалков. Он в миг укладывал
на землю неопытного противника и, подняв его на вытянутых руках,
долго держал над головой.
Загорелись глаза у Ангарам и отдала она ему первую награду — арабский
диргем и шёлковую ткань для праздничного наряда. Преклонился пред нею
Георгий и чуть слышно вымолвил:
— Имис окис, сердце моё!
Кивнул на поклон небрежно головой Седрак-начальник,
отплюнулся небрежно в сторону.
— Молодость только на то и годится, чтобы хвастать своими мускулами,
оттого что нечем больше.
И поспешил увезти Антарам в свои Чалки.
Потянулся второй год хуже первого. Тосковала Антарам,
и от тоски стала ещё прекраснее.
Мускус бронзового тела её пьянил старика, а тени думки на лице
затемняли у него рассудок.
Жизнь бы отдал за неё Седрак-начальник, умер бы, обняв её колени,
и мучил её без конца безумной ревностью, и ненавидел всех людей,
на которых она могла посмотреть.
Чтобы не оставлять жены без себя, он редко выходил из балата
и оттого казался чалкинцаги ещё больше неприступным и суровым.
И вдруг дошла весть, что на Коктебель напали арнауты,
вырезали армян, сожгли церковь, убили священника.
Взволновались Чалки, и все, кто мог, стали отправлять жён
и детей в дальние деревни. Пришлось и Седраку-начальнику
расстаться с Антарам. Окружив всадниками, он отправил её
к старому другу, в которого верил, и стал ждать вестей.
Писала Антарам. Но письма не глаза, — не прочтёшь в них,
что прочтёшь в глазах.
И мучился Седрак-начальник от ревности ещё больше, чем прежде.
Переменил людей при Антарам, послал старуху следить,
с кем она больше говорит, на кого охотно смотрит.
Вернулась старуха.
— Напрасно оставил при ней Георгия. Сам себе беду делаешь.
В ту же ночь полетел гонец за Георгием, а наутро прибыл Георгий
с письмом от Антарам.
Прочел Седрак-начальник письмо и стал белее стены. В первый
раз упрекала его Антарам, в первый раз жаловалась на судьбу.
— Зачем не веришь людям, зачем отозвал Георгия? Он самый верный слуга.
Зачем обидел меня?
Сверкнул злобой косой глаз Седрака-начальника, и приказал он Георгию
отвезти письмо в стан арнаутов. Знал, чем кончится дело.
И вернул Антарам в Чалки.
Не посмотрел на неё, когда она вошла в дом; запер в глухую башню,
а ключ швырнул в пропасть.
— Теперь люби своего Георгия.
Целые ночи неслись стоны из башни, и рвал седые волосы
Седрак-начальник, и боялись люди подходить к нему.
А на третью ночь затихли стоны, и показалось Седраку-начальнику,
что подошла к нему тень Антарам и стала гладить его больную голову.
— Я умерла, — шептала тень, — и скоро уйду отсюда, и пришла к тебе
только, чтобы успокоить тебя. Антарам не изменила тебе и,
когда другие люди не любили тебя, — Антарам берегла твою старость.
Хотел Георгий убить тебя, Антарам сказала: Искупи грех своей мысли.
Если любишь, отдашь жизнь за него. И поклялся Георгий сделать так.
Невинна Антарам. Клялась она быть верной тебе, такой и умерла.
Бросился Седрак-начальник к башне, разбудил людей, велел взломать двери.
Вбежали люди в башню и увидели Антарам мёртвой.
Три дня не пил и не ел Седрак-начальник, стоял у остывшего тела;
сам положил его в могилу, сам засыпал землёй и своими руками
построил часовню на могиле, хотя и не был каменщиком.
А когда окончил работу — тут же и умер.
И была на часовне высечена надпись:
«Построил часовню на могиле жены начальник крепости Седрак.
Замучил бедную напрасно. Господи, прости ему тяжкий грех».
* * *
Лет тридцать назад работавшие в Чалках инженеры нашли
у источника Бахр-баш-чокрак, под Эчкидагом,
развалины часовни и камень с высеченной надписью
на староармянском языке.
Прочли: «Построил часовню на могиле жены начальник крепости…»
Время стёрло остальные слова.
Видно, простил Господь Седраку его тяжкий грех.
Пояснения к легенде.
Чалки — незаселённая сейчас долина,
смежная с отузской, по климатическим условиям
и красоте местности обещает в будущем стать
одним из лучших крымских курортов.
По преданию, в Чалках существовало некогда
значительное армянское поселение;
а развалины часовни у источника
Бахр-баш-чокрак (источник Медной головы),
сохранились и доселе.
Найденную у источника плиту с надписью
на староармянском языке прочёл местный
палеограф Степан Никитыч Лазов,
от которого я и слышал легенду об Антарам.
Детали легенды сообщила проживавшая
в Отузах Александра Лазаревна Батаева.
Часть армян по завоевании Армении татарами
в 1262 году, была переселена в район
Астрахани и Казани, но затем переселенцам
разрешили перейти в Крым.
(Зап. Одесс. Общ. Ист. И древ. Т. IV, стр. 92).
Следы их поселений сохранились
на протяжении от Старого Крыма до Коз.
В Карадаге, полуистёртая надпись на
развалине церкви св. Стефана свидетельствует,
что эта церковь была построена армянами
в 1400-м году (ibid. Т. X, ст. 446).
В Старом Крыму (Эски-Крым) сохранились
развалины шести армянских церквей,
а монастырь Сурп-Хач (Святого Креста)
функционирует и в наши дни.
Правда, обстановка его крайне убога,
в монастыре живет один больной,
неслужащий архимандрит и сторож,
психически больной, но ещё в моём детстве
в храмовый праздник сюда стекалась
масса народа со всех окрестностей монастыря,
совершалось торжественное богослужение,
происходила борьба, закалались в жертву бараны;
последнее исполняется благочестивыми
армянами и теперь.
Воспоминания об арнаутах живут среди татар,
как о народе жестоком и беспощадном. — У них
была железная душа, говорят татары.
Арнауты-албанцы — потомки древних пеласгов,
некогда составляли цвет турецкого войска.
Невозможно представить себе наряд современной женщины без сопутствующих аксессуаров. Аксессуары - это ведь не просто деталь женского наряда, а возможность выгодно подчеркнуть свою неотразимость, имидж или сексуальность.
Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск второй. М., 1915.
Еще статьи:
- СВЯТАЯ МОГИЛА
- ЧЕРШАМБЕ
- КУРБАН-КАЯ - ЖЕРТВЕННАЯ СКАЛА
- ЯЛЫБОГАЗСКИЙ КАМЕНЬ ( Отузская легенда )
- Эчки-Даг - козья гора
- ШАЙТАН-САРАЙ
Всего комментариев: 0 | |