Здравствуйте, Гость! Сегодня Суббота, 23.11.2024, 05:17
Главная » Статьи » Легенды Крыма » Старокрымские легенды

23.11.2024
МЮСК-ДЖАМИ

Когда пройдёт дождь, старокрымские татары идут к развалинам

Мюск-джами, чтобы вдохнуть аромат мускуса и потолковать

о прошлом. Вспомнить Юсуфа, который построил мечеть.



Когда жил Юсуф? Кто знает когда. Может быть, ещё когда

Эски-Крым назывался Солгатом.



Тогда по городу всюду били фонтаны, по улицам двигались

длинные караваны, и сто гостиниц открывали ворота проезжим.

Тогда богатые важно ходили по базару, а бедные низко им

кланялись и с благодарностью ловили брошенную монету.



— Алла-разы-олсун, ага.



Но был один, который не наклонялся поднять брошенного

и гордо держал голову, хотя и был носильщиком тяжестей.



Мозоли на руках не грязнят души.



Да будет благословенно имя Аллаха!



Носильщик Юсуф не боялся говорить правду богатым и бедным,

все равно.



Ибо время — решето, через него пройдет и бедность и богатство.



— Богатые, — говорил Юсуф, — у вас дворцы и золото,

товары и стада, но совесть украл кто-то.

Нет сердца для бедных; разрушается мечеть,

скоро рухнет свод. Отдайте часть.



— Пэк-эй, так, так, — думали про себя бедняки,

но богатые сердились.



— Ты кто, чтобы учить? Посмотрели бы, если бы был богат.



Покатилась слеза из глаз Юсуфа, и взглянул он на небо.

Плыл по небу Божий ангел.



И сказал Юсуф ангелу:



— Хочу иметь много золота, чтобы построить новую мечеть;

и чтобы помочь тому, кто в нужде, хочу быть богаче всех.



Унёс ангел мысль сердца Юсуфа выше звёзд,

выше света унёс. А люди, злые люди хотели бросить его

в пропасть в Аргамышском лесу. Много костей человеческих

там на дне, если только есть дно.



И поспешил уйти от них Юсуф на площадь.

На площади остановился караван, потому что умер внезапно

погонщик верблюда, и нужно было заменить его.



— Может быть, ты сможешь погонять верблюда, — спросил

хозяин каравана.



— Может быть, смогу, — ответил Юсуф и нанялся погонщиком.



И ушёл с караваном за Индол, на Инд.



Кто не слыхал об этой стране!



В камнях там родится лучистый алмаз;

на дне моря живёт драгоценный жемчуг;

из снежных гор везут ткань легче паутины,

и корни трав пьют из земли аромат и отраву.



Много лет провёл Юсуф в этой стране;

спускался с гор в долины и поднимался опять в горы.



Благословил ангел пути его, росло богатство хозяина,

но Юсуф оставался бедняком.



Когда к руке не липнет грязь, не прилипает и золото.

Удивлялся хозяин: — Где найти такого?



Один раз привёз Юсуф хозяину мешок алмазов,

каких никогда не видал хозяин. И не взял себе ни одного.



Подумал тогда хозяин о своём сыне,

от которого знал только обман, и сказал близким:



— Вы слышите, если умру, Юсуфу, а не сыну — моё богатство.



И вскоре умер.



Так бывает. Сегодня жив, а завтра умер;

вчера не было, сегодня пришло.



И стал Юсуф богаче всех купцов своего города.



Была пятница, когда его караван приблизился к Солгату.

Тысяча верблюдов шло один за другим.



И никто не подумал, что это караван Юсуфа.



Не узнали его, когда подошёл к мечети.



Не догадались, когда сказал:



— Вот упал свод.



Молчали.



— Иногда молчишь, когда думаешь, когда стыдно

станет — тоже молчишь.



Так подумал Юсуф и сказал:



— Не отдадим ли части богатства?



Закричали солгатские беки:



— Если имеешь, отдай!



Усмехнулся Юсуф.



— Юсуф обещал сделать так.



Тогда подумали — не он ли Юсуф.



— Бывают чудеса.



А на другой день сотни рабочих пришли на площадь,

где была мечеть, чтобы сломать старые стены.



— Прислал Юсуф-ага.



И по слову Юсуфа стали подвозить со всех сторон

молочный камень, слоновую кость, золотую черепицу.



— Такой мечети не было в Крыму, — говорили в народе

и называли Юсуфа отцом праведных, узнав, что по заказу

его пришёл в Кафу корабль с мускусом, и приказал он

бросать ароматный порошок в кладку стен новой мечети.



— Чтобы, когда пройдет дождь, с паром от земли

поднималось к небу и благовоние от подножья Мюск-джами.



Прошло две зимы, и к празднику жертв была готова мечеть.



К небу шли белые башни минаретов, сверкали золотом

скаты крыш, порфировые пояса бежали по сводам.



— Абдул-гази Юсуф, Юсуф отец праведных,

иди принести первую жертву!



Заклал Юсуф жертвенного барана и отдал беднейшему

носильщику.



— Таким был Юсуф, когда просил ангела о богатстве,

чтобы построить мечеть.



И взглянул Юсуф на небо. Плыло светлое облако и,

остановившись над мечетью, осыпало землю бриллиантовым дождём.



Тогда благовоние мускуса поднялось от подножья мечети.



И упал народ перед Юсуфом на колени.



— Юсуф, ты достоин быть повелителем Солгата.



Но Юсуф покачал головой.



— Власть — пропасть между людьми.



И остался навсегда с бедными, потому что,

раздав всё, стал сам опять бедняком.



Но народ забыл ханов и беков, и не забыл Юсуфа.



И когда после дождя старокрымские татары

собираются к развалинам Мюск-джами,

чтобы вдохнуть в себя аромат мускуса,

всегда вспоминают праведного Юсуфа.


Сегодня интернет предлагает много интересных вещей и услуг. Например, можно сделать пирсинг оренбург, мастера которого сделают эту услугу быстро, безопасно и очень красиво. Ведь каждый хочет замечательно выглядеть к сезону.




Пояснения к легенде.





Развалины мускусной мечети сохранились.

Они образуют параллелограмм, свод над которым

поддерживался столбами по три с каждой стороны.

Вокруг мечети ещё в 60-х годах прошлого столетия

были видны красивые, местами с позолотой, арабески.

Надвходная надпись говорит: «Да будет благодарение

Всевышнему за руководство на путь истины и милость

Божия на Мухамете и его преемниках.

Строитель сей мечети, в дни царствования великого

хана Мухамета-Узбе-ка, (да будет владычество

его вечно) смиренный раб, нуждающийся в милости Божьей,

Абдул-Гази-Юсуф, сын Ибрагима Узбекова, 714 гиджри» (1314 г.).

Золотоордынский хан Узбек (1313–1342 гг.),

по свидетельству арабских писателей, проявил особую

ревность в утверждении мусульманства в его владениях.

Сам Узбек хан не жил в Солгате (Старый Крым)

и лишь наезжал туда.

С именем Юсуфа, помимо настоящей легенды, в народной

памяти сохранилось предание об основании самого Солгата.

Крымский историк Сеид-Мухамед-Риза в своём сочинении

«Семь планет в известиях о царях татарских» рассказывает:

«В прежнее время местность, на которой расположен город,

принадлежала к Кафской пристани (Феодосийской),

служа сборным пунктом для купцов персидских и франкских,

привозивших сюда разные европейские и азиатские товары,

которыми наполнялись и пестрели шалаши,

палатки, деревянные дома и саманные мазанки.

Благодаря превосходному климату и чудному воздуху,

население и постройки быстро умножились и мало-помалу

возник к югу от Кафы, при подошве высокой горы Аргамыш,

целый город, обнесенный ради безопасности крепостной

стеной и названный Солгагом.

В ту пору один богатый купец предпринял постройку

большой мечети и, из усердия к Богу,

к материальным затратам присоединил и личный труд.

Одетый в старое платье, он вместе с рабочими

таскал глину. Вдруг проезжает мимо купец

с двадцатью вьюками мускуса.

Строитель мечети полюбопытствовал узнать,

что за товар везут. Торговец поглядел на грязную

рабочую одежду его, презрительно ответил:

«подходящего для тебя товара нет».

Смущённый таким ответом торговца, строитель заплатил

тотчас же стоимость муксуса и велел свалить его

в размешанную глину, сказав рабочим:

«сал (сваливай), кат (меси)».

Оттого и самый город назвали Салкатом».

Об этом древнем Солкате Jos. de Guignes в своей

Histofre generate de Huns ets (p.343) говорит:

«Всадник едва мог объехать его на добром коне в полдня.

Было много зданий, достойных удивления,

особенно высших училищ, где преподавались всякие науки.

Караваны из Хореэми (Хивы) безопасно проходили в Крым,

употребляя на путь три месяца.

Жители наживали торговлей огромные богатства,

но по скупости, заполняя золотом сундуки,

ничего не уделяли беднякам».

Мускус — ароматичный, коричневого цвета порошок,

добываемый из мускусной крысы (Азия) и Гималайского оленя,

самца, под брюхом которого имеется мешочек с этим веществом.

Мускус, оцениваемый теперь от 960 рублей до 1280 рублей

за килограмм, считался в древности драгоценнейшим

препаратом, благодаря его целебным свойствам,

в особенности для облегчения страдания рожениц.

Может быть, в связи с этим мускус приобрел

литургическое значение. Папы до начала XVI века,

вступая во владение Латеранским дворцом,

получали в дар кошелёк с двенадцатью драгоценными

камнями и мускусом, который считался символом

добродетели и милосердия к бедным.

В свою очередь папы, выражая особенное благоволение

царственным особам, дарили золотую розу с мускусом.

Как говорит Н. В. Чарыков в своём известном труде

о Павле Минезии, в 1675 г. был дан указ сибирскому

приказу о посылке в Рим к аббату Скарлату 3 ф.

мускусу доброго, в вознаграждение за собрание

сведений по описанию святынь Рима (260, 681 ст.).

Судя по нашей легенде о Мускусной мечети в Солгате,

литургическое значение мускуса было не чуждо

миру мусульманскому. По словам татар, стены Мускусной

мечети и теперь после дождя издают аромат.

Аргамыш — горный хребет верст 8 в длину;

на одной из вершин его имеется провал,

схожий с жерлом вулкана, не более сажени в поперечнике.

Местный пристав Н. М. Яворский опускал веревку в

50 саженей длины, но не достал дна, а, по словам

старокрымцев, если бросить просо, то оно выйдет

в прудах Шубаша, за несколько верст от города.

По преданию, в этот провал сбрасывали преступников.

Индель — путь в Индию.

Верблюд завезён в Крым татарами из средней Азии.

Это нежное животное, после эмиграции степных татар,

стало быстро исчезать в Крыму.

Ама-разы-ол-сун — благодарю.

Настоящую легенду рассказывал мне старокрымский мулла.





Печатается по изданию: «Легенды Крыма», Н. Маркс. Выпуск второй. М., 1915.



Еще статьи:


Категория: Старокрымские легенды | Просмотров: 1723 | Теги: МЮСК-ДЖАМИ, Старо-Крымские легенды
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Праздники
Праздники сегодня
Новое на форуме
    Мини-чат